страничка педагога-психолога


ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ: КАКИЕ СТРАХИ СЧИТАТЬ НОРМАЛЬНЫМИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ?

Детские страхи     Для ребенка окружающий его внешний мир является интересным, волшебным, захватывающим, но при этом, и во многом непонятным, опасным, страшным. Именно поэтому страх и тревога в детском возрасте являются нередкими, но если они умеренны, то способствуют адаптации ребенка. Серьезная проблема возникает тогда, когда страх ребенка слишком силен и не соответствует его возрасту.

     Исследователи в области детской психологии (психологии развития детей) утверждают, что девочки более склонны к переживанию страхов и тревоги, и эти переживаемые эмоции и чувства у них более интенсивные, чем у мальчиков (данное соотношение сохраняется практически в любом возрасте). Итак, рассмотрим возрастную периодизацию нормальных страхов:

  • от 6 месяцев до одного года: в этот период дети боятся громких звуков, незнакомых людей, разлуки с матерью, а также реагируют тревогой на тревожное состояние матери. Что касается периода до 6 месяцев, то здесь можно говорить скорее о реакциях беспокойства, а не о конкретных страхах;
  • от 1 до 3 лет: в это время дети продолжают бояться разлуки с родителями, незнакомых людей (хотя этот страх уже становится меньше), появляется страх наказания со стороны родителей, страх врачей, а также темноты, замкнутого пространства, одиночества;
  • от 4 до 6 лет: в данный возрастной период актуальны такие детские страхи как страх животных, физической травы, разлуки с родителями, сверхъестественных существ, появляется страх смерти (собственной и смерти родителей);
  • от 7 до 11-12 лет: появляются страхи, связанные с поступлением и учебой в школе, например, страх опоздания в школу, страх тестов и контрольных работ и т. д. Продолжают оставаться актуальными страхи смерти и физической травмы.
     Позже, в подростковом возрасте выходят на первый план страхи, связанные со школой и социальным взаимодействием (страх сделать что-то не так, одиночества и др.). Помощь детского психолога, психологическая коррекция страхов помогает уменьшить их интенсивность и негативное влияние на жизнь ребенка, улучшить качество его жизни.                                                     По материалам сайта www.ippt.su



ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО РИСУНКА

Психология детского рисунка

Психология детского рисунка изучает закономерности развития и динамики рисунков, изображаемых детьми и подростками. Значение детских рисунков в психологии достаточно велико: по детским рисункам можно сделать определенные выводы об умственном развитии ребенка, его эмоциональном состоянии (на данный момент или же выявить эмоциональные проблемы, существующие на протяжении некоторого времени), его привязанностях, симпатиях и антипатиях, взаимоотношениях с родными и близкими. Профессиональный психологический анализ рисунка ребенка может дать огромное количество информации детскому психологу. Однако даже знание некоторых особенностей психологии рисунка ребенка поможет внимательному родителю вовремя понять, что ребенка что-то беспокоит и ему нужна дополнительная помощь. Родитель также может понять, что, к примеру, его опека воспринимается ребенком как чрезмерная, или что ребенок чего-то очень сильно боится. В таких случаях будет полезно обратиться к детскому психологу за дополнительной консультацией и решить проблемы, если они действительно есть. Что же рисуют дети? Прежде всего, то, что для них является важным: значимых взрослых, животных, растения, дома. Также изображается то, что вспомнилось на момент рисования, то, что связано с сильными эмоциями. Интересная особенность: дети рисуют не то, что видят, а то, что знают об изображаемом предмете (делая акцент на его предназначении или характерных особенностях). То есть ребенок рисует то, что он знает, а не то, что видит. К примеру, может нарисовать никогда не виденных им животных или объекты, зная только что-то о них. Стадии развития детских рисунков универсальны. Все начинается с ранних попыток что-то изобразить, которые не имеют формы определенных объектов. Далее дети начинают рисовать круги, чуть позже изображает непропорциональные человеческие фигуры, делая огромную голову и тоненькие ножки, исходящие из нее. Затем появляются туловище и конечности человеческих фигур, которые со временем приобретают все более пропорциональные размеры. Затем начинаются попытки нарисовать профиль, потом профильные изображения получаются лучше и изображается движение.

          Теперь несколько слов об интерпретации некоторых элементов детского рисунка: Однако даже знание некоторых особенностей психологии рисунка ребенка поможет внимательному родителю вовремя понять, что ребенка что-то беспокоит и ему нужна дополнительная помощь. Родитель также может понять, что, к примеру, его опека воспринимается ребенком как чрезмерная, или что ребенок чего-то очень сильно боится. В таких случаях будет полезно обратиться к детскому психологу за дополнительной консультацией и решить проблемы, если они действительно есть. 
  • Если ребенок нарисовал маленькие фигурки, используя при этом незначительную часть листа (чаще всего нижнюю), то вероятно, он неуверен в себе, тревожен. Уверенные дети чаше всего рисуют большие фигуры и заполняют большую часть пространства. 
  • Если ребенок старше 6 лет пропускает изображение рук, то, скорее всего, такой ребенок застенчив, не агрессивен, пассивен. Также это может свидетельствовать о задержке умственного развития. 
  • Акцентирование рук, пальцев на рисунке говорит об агрессии, присущей ребенку, если он рисует самого себя. 
  • Если выделены руки при изображении другого человека, значит, ребенок воспринимает его как агрессивного, властного, угрожающего. 
  • Маленькие неустойчивые ноги на рисунке также говорят о неуверенности в себе. 
  • О наличии более серьезных эмоциональных проблем свидетельствует сильная штриховка (а также заштрихованные облака, темное солнце), рисунки без людей, зачеркнутые изображения людей, совсем нелепые и разрозненные рисунки. 
         В любом случае, важно обязательно побеседовать с ребенком, расспросить его о том, что он нарисовал и почему. Рисунки являются информативными сами по себе, однако рисунки на определенные темы особенно раскрывают некоторые аспекты личности и взаимоотношений ребенка. Наиболее популярные рисуночные методики для детей – это «Рисунок семьи», «Рисунок человека», «Несуществующее животное». Изотерапия как метод диагностики и коррекции может применяться в различных учреждениям (изотерапия в детском саду, в школе, в специальных центрах психологической помощи). Изучение психологии детского рисунка – интереснейшее и увлекательнейшее путешествие, в котором Вы совершите множество удивительных открытий. Вы поймете, что значили Ваши детские рисунки, что и почему рисует Ваш ребенок и дети, с которыми Вы возможно работаете.                
     Что же рисуют дети?                      
      Прежде всего, то, что для них является важным: значимых взрослых, животных, растения, дома. Также изображается то, что вспомнилось на момент рисования, то, что связано с сильными эмоциями. Интересная особенность: дети рисуют не то, что видят, а то, что знают об изображаемом предмете (делая акцент на его предназначении или характерных особенностях). То есть ребенок рисует то, что он знает, а не то, что видит. К примеру, может нарисовать никогда не виденных им животных или объекты, зная только что-то о них. Стадии развития детских рисунков универсальны. Все начинается с ранних попыток что-то изобразить, которые не имеют формы определенных объектов. Далее дети начинают рисовать круги, чуть позже изображает непропорциональные человеческие фигуры, делая огромную голову и тоненькие ножки, исходящие из нее. Затем появляются туловище и конечности человеческих фигур, которые со временем приобретают все более пропорциональные размеры. Затем начинаются попытки нарисовать профиль, потом профильные изображения получаются лучше и изображается движение





  По материалам сайта www.ippt.su

                                                                   

Чувство благодарности как источник позитива

Довольно часто мы думаем о том, что у нас что-то не получается, о том, чего нам не хватает, о чем-то нехорошем, что уже случилось или может случиться в будущем. Эти мысли занимают порой большую часть того времени, которое мы бодрствуем, и оказывают значительное влияние на наше эмоциональное состояние. Подобные мысли заставляют нас чувствовать фрустрацию, гнев, стыд, тревогу и страх, подавленность, беспомощность, снижают нашу самооценку.
Первый и очень важный шаг к тому, чтобы изменить подобную ситуацию – научиться испытывать чувство благодарности. Согласно Толковому словарю русского языка, благодарность представляет собой чувство признательности за оказанное добро. В результате исследований было выяснено, что от умения вербально выражать благодарность другому человеку во многом зависит степень удовлетворенности данными отношениями.Чувство благодарности и его выражение важно не только для того, кто его получает, но и для того, кто благодарит. Ведь чтобы поблагодарить за что-то, нужно сосредоточить свое внимание на том хорошем, что произошло или было получено. Именно поэтому люди, которые привыкли чувствовать и выражать благодарность в своей повседневной жизни, отличаются оптимизмом, позитивным мышлением, живут в большей гармонии с собой и окружающим миром. Привыкая благодарить, мы начинаем относиться к жизни и к миру более позитивно, ощущаем больший психологический комфорт и становимся более удовлетворенными жизнью.

Притча о благодарности (Ошо, индийская притча)

           Когда ваше сердце полно благодарности, любая дверь, которая кажется закрытой, может привести вас к удивительным открытиям.
 
Очень немного женщин овладели основами дзэн. Ренгетсу — одна из них. Она совершала паломничество и пришла в деревню на закате. Ренгетсу просила приюта на ночь. Но жители деревни захлопнули двери перед ней. Они, должно быть, были ортодоксальными буддистами и не могли оставить у себя женщину дзэн, они выгнали ее из деревни.
 
Ночь была холодна, и женщина осталась голодная и без приюта. Вишня в поле дала ей приют. Ночью было по-настоящему холодно, и она все не могла заснуть… И это было опасно — дикие звери… В полночь она проснулась, дрожащая от холода, и увидела: в весеннем ночном небе распустившиеся цветы вишни улыбаются туманной луне. Переполненная, побеждённая красотой, она встала и сделала реверанс в сторону деревни: «Благодаря им, я осталась без ночлега, но нашла саму себя ночью под цветущей вишней и туманной луной!»

С большой искренностью она благодарила этих людей, которые отказали ей в ночлеге; ведь иначе она спала бы под обычной крышей и пропустила бы эти цветы вишни, этот шепот цветов и луны, и это молчание ночи, такое полное молчание ночи. Она не сердилась, она приняла это, не только приняла, она приветствовала это. Она чувствовала себя благодарной.
 
Жизнь великолепна, и каждый момент она приходит с тысячей и одним подарком для вас. Но вы так заняты, так поглощены мыслями с вашим желающим умом, вы так полны вашими мыслями, что вы отвергаете все эти подарки. Человек становится Буддой в момент, когда он принимает все, что приносит жизнь, с благодарностью.                                                                                                            По материалам сайта www.ippt.su



Как научиться брать на себя ответственность?
Зачастую люди хотят достичь высокого положения в своей работе или жизни, но они не готовы принять на себя ответственность за то, что с ними происходит. Продвижение в жизни или карьере тесно связано с ответственностью. Если человек не готов платить ту цену, которая сопровождает его продвижение вверх, то ему даже не стоит о нем мечтать.
 
Вот список шагов, которые следует иметь в виду, для того, чтобы начать учиться брать на себя ответственность за свою жизнь:
 
  • Избавиться от страха. Отпустить иррациональные убеждения;
  • Отпустить вину и гнев;
  • Не бояться идти на определенный риск;
  • Быть готовым меняться и расти в собственной жизни;
  • Использовать позитивные аффирмации. Это очень важно;
  • Вы не можете сделать все сами! Быть способным получить помощь от других людей;
  • Быть открытым для новых идей;
  • Не винить никого. Признать, что именно Вы несете ответственность за свою жизнь и выбор, который Вы делаете;
  • Проявить, наконец, активность, сделать что-то для удовлетворения своих потребностей и желаний.
 
Победа, успехи, долгие года жизни, мудрость и процветание будет сопутствовать человеку, если он признает необходимость принять на себя ответственность за собственную жизнь, совершенные и совершаемые поступки, за выбор, который он делает каждый день.
 
Притча об ответственности
Верующие стекались толпами, чтобы услышать слова пророка Мухаммеда. Один человек слушал особенно внимательно и благоговейно, истово молился и расстался с пророком только тогда, когда уже наступил вечер.
 
   Не прошло и минуты, как он снова опрометью примчался на прежнее место и возопил прерывающимся голосом: "О господин! Сегодня утром я приехал на верблюде, чтобы послушать тебя, пророка Бога. А теперь верблюда там нет, где я его оставил. Его нет нигде. Я был послушен тебе, внимал каждому твоему слову и верил во всемогущество Бога. А теперь, о господин, мой верблюд пропал. Это ли божественная справедливость? Это ли вознаграждение за мою веру? Это ли благодарность за мои молитвы?" Мухаммед выслушал эти слова, полные отчаяния, и ответил с добродушной улыбкой: "Верь в Бога, однако прочно привязывай своего верблюда".
   
Источник: Н. Пезешкиан, Торговец и попугай
 

Цели, планы, желания…
Известно, что самореализация тесно связана с постановкой жизненных целей, четким осознанием того, что хочется сделать.
 
Постановка собственных целей полезна как в профессиональной деятельности, так и в плане личного и личностного развития.
 
Если человек не знает, что он хочет делать и кем он хочет быть через год, пять лет, десять лет и т.д., не ставит себе цели на ближайший год и несколько лет, то по истечению этого времени его жизнь мало изменится в ту сторону, которая бы ему по-настоящему нравилась.
 
Сейчас, в преддверии наступления нового года,  стоит  определить, какой бы Вы хотели видеть свою жизнь через год, что Вы бы хотели сделать в наступающем году, что хотели бы попробовать, какие желания хотели бы осуществить. При постановке хорошо придерживаться нескольких важных правил.
  •  Формулируйте цели в позитивной форме! Вместо «я не хочу делать того-то и того-то» - «я хочу делать это и это». Только позитивная формулировка целей действительно эффективна.
  •  Разбивайте большие цели на подцели, задачи. Это позволяет не только ощутить, что большая цель достижима, но и выстроить путь осуществления этой цели.
  •  Обязательно фиксируйте Ваши цели и подцели в письменной форме! Это позволит Вам четче увидеть желаемое, а также возвращаться к списку в любое время, ничего не забыть и не упустить из виду.
  •  Примите серьезное решение осуществить цели! Примите на себя ответственность за их достижение.
  •  Определите возможные препятствия на пути достижения целей, а также обдумайте способы их преодоления. В этом случае, возникающие препятствия не будут Вас обескураживать.
  •  Определите критерии успеха. Как Вы поймете, что достигли цели? Представляйте себе соответствующие образы, задействуйте все Ваши органы чувств (что Вы будете видеть, слышать, ощущать, когда достигните цели?).

Профессиональная копилка
Какой должны быть цель? Существует ряд критериев и принципов, которым должна соответствовать поставленная Вами цель. Один из таких принципов – это принцип КИЛО, согласно которому Ваша цель должны быть:
 
К – конкретно сформулированной (вместо «Я хочу быть счастливым» ответьте себе на вопрос: что конкретно Вам нужно для счастья?)
 
И – измеримой («Сколько денег я хочу зарабатывать?», «Сколько я хочу, чтоб было комнат и метров в моей будущей квартире?»)
 
Л – локализованной в пространстве («Где конкретно я хочу проходить стажировку – в какой стране, городе, организации?», «В каком районе я хочу жить?»)
 
О – определенной во времени (если Вы не ответите на вопрос «когда это должно произойти?», то этого не произойдет никогда).
 
Притча о желаниях и возможностях
Жил-был один человек. Он, как и все, надеялся на чудо, и оно произошло… Однажды, по пути на работу, его кто-то окликнул. Человек обернулся и увидел… настоящего Волшебника. «Сегодня волшебный день и я могу исполнить три твоих желания!», — сказал он.
 
— Ух, ты! Я точно знаю, чего хочу! Я хочу шикарную машину с откидывающимся верхом, — немного подумав, ответил человек.
 
— Хорошо, — ответил волшебник, полез в мешок, достал оттуда ключи от машины и подал их человеку.
 
— Ключи? — воскликнул тот — я хочу машину целиком!
 
— Посмотри вокруг, — ответил волшебник.
 
Человек посмотрел направо и увидел шикарную машину с откидывающимся верхом с белыми кожаными сиденьями.
 
— Вот это да! Это прямо как я и хотел! — закричал человек, сел в машину и уехал навстречу новым впечатлениям.
 
На следующий день он вернулся на то же самое место. Человек был чертовски зол, так что Волшебник спросил его:
 
— Что случилось?
 
— А… Я целый день ездил по городу, и куда бы я ни приехал, все люди смотрели на меня, ведь я был в этой машине. Но потом я начал замечать, что в этом городе полно красивых машин и люди смотрят на все машины… Так что это не то, чего я хотел.
 
— А чего же ты хочешь, я могу выполнить второе желание, — сказал волшебник.
 
— Я… хочу… денег! — ответил человек. Целую кучу денег, чтобы я смог купить все, что захочу.
 
— Хорошо, — ответил Волшебник, засовывая руку в мешок. Он достал оттуда чековую книжку и вручил её человеку.
 
Когда тот открыл чековую книжку, увидел на ней свое имя и какая сумма на счете, он тут же захлопнул ее, сунул в карман и заявил:
 
— Я вернусь завтра, ведь у меня еще есть третье желание, которое ты обещал исполнить.
 
- Конечно, я буду ждать тебя, – ответил Волшебник.
 
На следующий день на этом же самом месте, в то же время, человек и Волшебник встретились снова. Но опять человек был разозлен и подавлен. Волшебник спросил:
 
— И что случилось теперь?
 
— Я скупил все, что хотел. Стоило мне увидеть любую вещь, которая мне нравится, я тут же покупал ее. Но очень скоро мне стало все равно, смогу ли я купить что-то еще. Я ведь могу купить все, так что какая разница… Ты не дал мне того, что я хотел.
 
— Чего ты хочешь? — спросил Волшебник.
 
В этот раз человек тщательно продумал свой ответ и сказал:
 
— Я знаю, чего хочу. Я хочу сказочно красивую… девушку. Можешь?
 
— Хорошо, — ответил волшебник, и тут же рядом с ним появилась необычайно прекрасная девушка.
 
— Я готова идти за тобой, куда скажешь, — пропела она сладким голосом.
 
— Да! — вскричал человек, схватил ее, и ушел.
 
…Спустя две недели он вернулся на то же место. Он был зол и подавлен. Волшебник спросил его:
 
— А что сейчас? Я ведь дал тебе сказочно прекрасную девушку!
 
— А… Она была такая послушная, что мне это быстро наскучило. Ей нужны были только мои деньги, и, набрав сколько ей было нужно, она просто ушла. Какой-то ты плохой Волшебник. Я прошу и прошу тебя то, что я хочу, а оно все не то и не такое.
 
— Это потому, — ответил Волшебник – что ты ни разу не попросил того, чего хочешь.
 
— Неправда, я всегда прошу того, чего хочу!
 
— Нет, — ответил Волшебник. — Ты просишь машину, а на самом деле хочешь уважения, ты просишь денег, а на самом деле хочешь свободы, ты просишь красивую девушку, а на самом деле хочешь любви.
 
Поэтому, для того, чтобы достичь своей цели жизни, надо научиться решать свой дискомфорт, чтобы внести новое качество жизни. Для этого надо честно ответить себе на вопросы:
 
1) Чего же я желаю на самом деле? – это круг желаний.
 
2) Что у меня уже есть для достижения своей цели жизни? – это круг возможностей.
 
3) Что мне еще необходимо сделать, чтобы получить желаемое? – И постараться увидеть перспективу своего развития через личностной рост.
 
И, самое главное, надо помнить, что «без труда не выловишь и рыбку из пруда». Поэтому полезно смотреть из круга возможностей и двигаться в круг желаний, а не наоборот, чтобы не витать в иллюзиях. Тогда желаемое станет возможным!

Комментариев нет:

Отправить комментарий